Гендерная идентичность и направленность на развитие личности в бизнес-организациях

В настоящее время Россия выходит на новый уровень экономического развития. Увеличивается количество предприятий, которые предоставляют коммерческие услуги – это  туризм, рестораны, производство, магазины, в том числе и ВУЗы. Занятость женщин профессиональным трудом росла на протяжении всего 20 века и растёт сейчас. Во многих бизнес-организациях на сегодняшний день больше половины штата рабочих – это именно женщины. Женщины играют важную роль в экономике и в обществе, занимаясь оплачиваемым и неоплачиваемым трудом. Они вносят существенный вклад в политическую жизнь и индивидуальные начинания, а также в воспитание детей в семье.

 В научной литературе все больше пишут об учете  специфики профессионализации мужчин и женщин.   Хотя в настоящее время интерес к данной проблеме стремительно возрос, она начинает рассматриваться в экономическом, правовом, политическом контекстах, но необходимо учитывать гендерные особенности в обучении и консультировании сотрудников организаций.

Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные стереотипы; гендерные нормы и гендерная идентичность.

Гендерная идентичность многими исследователями понимается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, и в ходе социализации.
 Гендер в субъективном сознании личности предстает как усваиваемая в процессе социализации система представлений о себе как о «мужчине» или «женщине». В постоянном «соотнесении себя» с гендерным стереотипом часто понимаемом в качестве эталона (идеального, желаемого образца) человек утверждается во взаимодействии (в обществе) как мужчина или как женщина.

С точки зрения Левинсона Д., Стюарт В., Фарст К., Адамс Д. способы проживания жизни мужчин и женщин в зрелом возрасте отличаются настолько, что имеет смысл говорить не о личностных или возрастных, а о гендерных особенностях. Г. Крайг пишет, что мужчины проживают взрослую жизнь достаточно однозначно, а у женщин на этом этапе много трудностей: женщин острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей, чем мужчины, к тому же представление мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин, а женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам, это ведет к наличию определенных внутриличностных конфликтов у женщин. Таким образом, женщины являются более проблематичными с психологической точки зрения, что подтверждается и практикой оказания психологической помощи – женщины обращаются за ней значительно чаще, чем мужчины. (Г. Крайг, 2001)

По мнению Е.П. Ильина, невнимание к половому составу экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной методике, в зависимости от того, кто преобладал в выборке – мужчины или женщины. Поэтому актуальным направлением современных психологических исследований является гендерная проблематика. Именно её необходимо учитывать менеджерам организаций, так как именно в бизнес-организациях возникает много такого рода сложностей. (Е.П. Ильин, 2002)

В рамках различных исследований выявлено, что мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а женская экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мужчинам свойственен инструментальный стиль (ориентация на решение проблемы), а женщинам – более экспрессивный, эмоциональный - склонность к концентрации на чувствах, эмоциональность, стремление к проявлению эмоций и разделению их с другими. (Т.В. Бендас, 2006) Однако, существует мнение, что женский стиль работы оказывается более гибким, женщины более открыты и общительны, чем мужчины. Мужчин часто увольняют с руководящих постов из-за недостаточной гибкости в отношениях с подчиненными, в то время как женщин обычно хвалят за их хорошее взаимодействие с персоналом. Таким образом, по исследованию Ильина Е.П. «настоящая женщина» получается достаточно слабой, уязвимой, неуравновешенной, несколько импульсивной, а «настоящий мужчина», наоборот – сверхнормален, эмоционально устойчив и абсолютно доволен собой. (Е.П. Ильин, 2002)

Гендерные исследования  появились и в исследовании организаций. Они являются очень важными и актуальными, так как гендерную специфику  необходимо учитывать при  работе и обучении персонала, при профессиональном консультировании сотрудников. Женщины  в работе часто сталкиваются с трудностями. Часто сотрудники не признают их в качестве лидеров, а мужчины противоборствуют им. Женщины сталкиваются с большим препятствием для карьерного роста, чем мужчины. А также существует возможность гендерных конфликтов в организациях – например, между женщиной-начальником и мужчиной-подчиненным, который не признает за ней права руководства, поскольку она женщина. Оценка эффективности работы женщин  происходит по мужским критериям, что приводит к навязыванию женщинам маскулинного делового стиля. Но появление большого числа женщин в деловом мире меняет отношение к маскулинным ценностям, и они все чаще подвергаются переоценке. (Т.В. Бендас, 2006) 

В нашей работе изучается взаимосвязь гендерной идентичности и направленности на профессиональное развитие женщин, работающих в различных организациях. В частности исследование показало, что андрогинным женщинам свойственно более высоко оценивать себя, им характерно высокая степень самообвинения, саморуководства и внутренней конфликтности, а также они более ориентированы на удовлетворение материальных потребностей, в отличие от женщин с фемининной направленностью.  У фемининных женщины выявлен более высокий уровень закрытости в отношениях, положительное отношение к себе,  высокий уровень внутренней гармоничности личности и низкий уровень самообвинения. Дальнейшее исследование  будет направлено на более глубокий анализ соотношения гендерной идентичности направленности на развитие у женщин, работающих в организациях.