Отношение к себе как фактор профессионального самоопределения женщин

В настоящее время Россия выходит на новый уровень экономического развития. Увеличивается количество предприятий, которые предоставляют коммерческие услуги – это туризм, рестораны, производство, магазины, в том числе и ВУЗы. Занятость женщин профессиональным трудом росла на протяжении всего 20 века и растёт сейчас. Во многих бизнес-организациях на сегодняшний день больше половины штата рабочих – это именно женщины. Женщины играют важную роль в экономике и в обществе, занимаясь оплачиваемым и неоплачиваемым трудом. Они вносят существенный вклад в политическую жизнь и индивидуальные начинания, а также в воспитание детей в семье.

С точки зрения Д. Левинсона, В. Стюарт, К. Фарст, Д. Адамс способы проживания жизни мужчин и женщин в зрелом возрасте отличаются настолько, что имеет смысл говорить не о личностных или возрастных, а о гендерных особенностях [4]. Г. Крайг пишет, что мужчины проживают взрослую жизнь достаточно однозначно, а у женщин на этом этапе много трудностей. Женщины острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей. Вследствие разнородности их устремлений, им значительно труднее достичь своих целей, что ведет к наличию определенных внутриличностных конфликтов. Представление же мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин [4].

Таким образом, женщины являются более проблематичными с психологической точки зрения, что подтверждается и практикой оказания психологической помощи – женщины обращаются за ней значительно чаще, чем мужчины. Именно эти факты и заставили нас в качестве объекта исследования выбрать женский контингент.

В связи с проблемой профессионального самоопределения личности в литературе все больше говорят об учете специфики профессионализации мужчин и женщин. В настоящее время интерес к данной проблеме стремительно возрос, она начинает рассматриваться в экономическом, правовом, политическом контекстах. Практика показывает, что необходимо учитывать гендерные особенности в работе с персоналом организаций, разрешении конфликтов, улучшении микроклимата, в обучении и переподготовке персонала, в консультировании сотрудников организаций и т.д. [2].

Данная статья посвящена результатам исследования таких аспектов профессионального самоопределения, как идентичность и самоотношение. Это важные факторов профессионализации личности в современных условиях, когда происходит становления новых идентичностей и социальных групп. Идентичность – важный компонент самосознания, образа-Я, который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства, а также ценности[3] .

Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе социального и профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это значит, для того, чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и обеспечить стабильность на будущее, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде [1].

Проведенный анализ показал, что проблема самосознания работающих женщин и оказание им психологической помощи является важной в психологических исследованиях. Цель нашего исследования – выяснить особенности самоотношения и самосознания женщин, работающих в различных современных организациях.

Мы предположили, что самосознание женщин связано с отношением женщин к себе. Теоретические предпосылки данного предположения следуют из работ Н.Л. Ивановой, С.Р. Пантелеева, Т.В. Румянцевой, В.В. Столина и др. В то же время важно отметить необходимость эмпирических исследований по этой тематике в условиях работы конкретных организаций. Эта информация необходима для работы с персоналом, для установления хорошего психологического климата в организациях и для их дальнейшего развития.

Для определения специфики отношения женщин к себе как фактора профессионализации нами были использованы следующие методики: восьмицветовой тест Макса Люшера; модифицированный тест цветовых отношений (ЦТО). Эти методы позволяют выявить неосознаваемые компоненты, чувства, связанные с предметом исследования.

В нашей работе мы рассматриваем диагностические возможности сказочной символики применительно к женской выборке. Проективный характер символической продукции неоднократно обосновывался в работах К.Г.Юнга и его последователей. В работах Э.Берна не менее обосновано доказывается существование неосознаваемых жизненных сценариев, основанных на сказочных сюжетах, которые жестко детерминируют поведение индивида. Мы предполагаем, что, выбирая того или иного сказочного персонажа, индивид выбирает определенную модель поведения и взаимоотношений в обществе. В качестве персонажей испытуемым предлагались: Баба-Яга, Кощей, Василиса, Иван Царевич, Золушка, Иван Дурак. Данные персонажи были отобраны на основании результатов исследований предыдущих лет как наиболее известные большинству испытуемых.

При проведении исследования испытуемым предлагалось сначала расположить цвета в порядке предпочтения (Люшер), затем расположить все цвета то наиболее подходящего до наименее подходящего самому испытуемому, а потом разложить все цвета от наиболее подходящего до наименее подходящего всем персонажам.

Исходная раскладка восьмицветового теста Люшера позволила разделить испытуемых на «благополучную» и «неблагополучную» группы, так как с точки зрения М.Люшера ситуации когда предпочтения отдают ахроматическим цветам – коричневому(6), черному(7), или серому(8) (то есть хотя бы один из этих цветов занимает какую – либо из первых трех позиций) могут означать негативное отношение к жизни, а также наличие личностной тревожности. При ранжировании женщин, не имеющих ахроматичных цветов при раскладке Люшера, использовались результаты методики ЦТО: респондентки располагались с учетом отношения к себе, то есть от наибольшего значения (плохое отношение к себе) к наименьшему значению (хорошее отношение к себе).

При обработке полученных данных, мы пытались ответить на следующие вопросы:

1. Существует ли взаимосвязь между отношением женщин к себе и их отношением к различным сказочным персонажам;

Все испытуемые (50 женщин) были ранжированы от наиболее тревожной (т.е. имеющей наибольший коэффициент тревоги по методике Люшера) до наименее тревожной. При ранжировании женщин, не имеющих ахроматичных цветов при раскладке Люшера, использовались результаты методики ЦТО: респондентки располагались с учетом отношения к себе, то есть от наибольшего значения (плохое отношение к себе) к наименьшему значению (хорошее отношение к себе). Отношения женщин к предложенным сказочным героям высчитывались по аналогичной схеме. Проводилась корреляция с помощью методов вариационной статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена) между тревожностью женщин и отношением к персонажам, между отношением к себе и отношением к персонажам. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

  тревога ЦТО
   ЦТО -0,47** 1,00
   Баба-Яга -0,54** 0,36**
   Кощей -0,81** 0,35**
   Иван-царевич 0,26 0,19
   Василиса 0,66** -0,37**
   Иван-дурак 0,24 -0,14
   Золушка 0,47** -0,11

** - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости p<0,05 (p0,05(52)=0,35)

2. Существуют ли различия в восприятии сказочных персонажей испытуемыми благополучной и неблагополучной групп;

Для выявления значимых различий между группами испытуемых использовался коэффициент корреляции Манн-Уитни при уровне значимости меньше 0,010. Результаты представлены в таблице 2, значимые корреляции выделены жирным шрифтом:

Таблица 2.

Данные ЦТО

 Ман-Уитни

Группы испытуемых

0,003

Баба Яга

0,000

Кощей

0,000

Иван Царевич

0,189

Василиса

0,000

Иванушка-Дурачок

0,110

Золушка

0,010

Таким образом, существуют значимые различия между группами испытуемых: в отношении к себе, в отношении к Бабе Яге, в отношении к Кощею, в отношении к Василисе, в отношении к Золушке.

Были обнаружены также значимые корреляции между различными отношениями внутри групп испытуемых.

Корреляция внутри групп проводилась с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. Значимые корреляции в неблагополучной группе представлены в таблице 3, они выделены жирным шрифтом, это прямые корреляции.

 Таблица 3.

 

ЦТО

Баба Яга

Кощей

Иван Царевич

Василиса

Иван Дурак

Золушка

ЦТО

1,00

 

 

 

 

 

 

Баба Яга

0,32

1,00

 

 

 

 

 

Кощей

0,12

0,16

1,00

 

 

 

 

Иван Царевич

0,41

0,01

-0,29

1,00

 

 

 

Василиса

-0,08

0,13

-0,27

0,04

1,00

 

 

Иван Дурак

-0,13

-0,02

-0,10

0,24

0,28

1,00

 

Золушка

0,01

0,09

-0,33

0,44

0,37

0,26

1,00

Так у женщин неблагополучной группы прослеживается следующая связь: чем хуже респонденты этой группы относятся к себе, тем хуже они относятся к Ивану Царевичу.

Хотя напрямую отношение к себе в неблагополучной группе испытуемых не связано с отношением к Золушке, выявлена связь между отношениями к этим персонажам, а именно: чем хуже испытуемые относятся к Ивану Царевичу, тем хуже они относятся и к Золушке.

Значимые корреляции в благополучной группе представлены в таблице 4, они выделены жирным шрифтом. Здесь наблюдаются как прямые, так и обратные связи.

Таблица 4.

 

ЦТО

Баба Яга

Кощей

Иван Царевич

Василиса

Иван Дурак

Золушка

ЦТО

1,00

 

 

 

 

 

 

Баба Яга

0,15

1,00

 

 

 

 

 

Кощей

-0,02

0,29

1,00

 

 

 

 

Иван Царевич

0,17

-0,36

-0,18

1,00

 

 

 

Василиса

-0,12

-0,32

-0,41

0,25

1,00

 

 

Иван Дурак

0,02

-0,35

-0,33

0,30

0,43

1,00

 

Золушка

0,11

-0,47

-0,34

0,40

0,60

0,46

1,00

У женщин из благополучной группы не обнаружено прямой зависимости между отношением к себе и отношением к какому-либо из сказочных персонажей.

3. Взаимосвязано ли между собой отношение к различным сказочным персонажам.

Взаимосвязь отношений к различным персонажам сначала выявлялось на всей выборке с помощью методов вариационной статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена). Это представлено в следующей таблице, где значимые корреляции выделены жирным шрифтом:

Таблица 5.

 

Баба Яга

Кощей

Иван Царевич

Василиса

Иван Дурак

Золушка

Баба Яга

1,00

 

 

 

 

 

Кощей

0,52**

1,00

 

 

 

 

Иван Царевич

-0,24

-0,30*

1,00

 

 

 

Василиса

-0,40**

-0,66**

0,24

1,00

 

 

Иван Дурак

-0,26

-0,31*

0,28*

0,43**

1,00

 

Золушка

-0,34*

-0,4**

0,47**

0,56**

0,43**

1.00

* - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости p<0,05 (p0,05(52)=0,27)

** - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости p<0,05 (p0,05(52)=0,35)

Было обнаружено, что отношение к различным персонажам связано между собой: чем лучше отношение к Кощею, тем лучше отношение к Бабе-Яге; чем лучше отношение к Бабе-Яге, тем хуже отношение к Василисе и к Золушке; чем лучше отношение к Кощею, тем хуже отношение к Ивану Царевичу, Василисе, Ивану Дураку и Золушке; чем лучше отношение к Ивану Царевичу и Василисе, тем лучше отношение к Ивану Дураку и Золушке. В целом можно говорить, что отношение к Бабе-Яге и Кощею противопоставляется отношению ко всем остальным перечисленным персонажам.

В неблагополучной группе испытуемых тесно связано между собой отношение только к двум персонажам: Золушке и Ивану Царевичу. Взаимосвязь прямая, а именно: чем хуже испытуемые относятся к Ивану Царевичу, тем хуже они относятся и к Золушке (см. табл. 3).

В благополучной группе испытуемых выявлено больше взаимосвязей в отношениях к персонажам. Положительное отношение к Золушке связано с хорошим отношением к Ивану Царевичу, Василисе, Иванушке-Дурачку и с отрицательным отношением к Бабе Яге; чем лучше отношение к Василисе, тем хуже отношение к Кощею и лучше к Ивану Дураку (см. табл. 4).

Обсуждение результатов.

Интерпретируя результаты в разных группах женщин можно отметить то, что в благополучной группе респондентов отношение к социально одобряемым персонажам, таким как Золушка, Василиса, Иван Царевич - положительное, а отношение к социально неодобряемым персонажам (Бабе Яге и Кощею) - отрицательное. Важно отметить, что благополучные женщины положительно относятся как к успешным и самостоятельным молодым женщинам, таким как Золушка и Василиса, так и к успешным молодым мужчинам (Иван-Царевич и Иванушка Дурачок). Скорее всего, женщины этой группы терпимо относятся к различным вариантам поведения и открыты к общению.

Все представленные сказочные герои представляют собой определенные модели поведения человека в социуме, в том числе и в профессиональной деятельности, и если респондент положительно относится к какому-либо персонажу, возможно, он выбирает для себя модель поведения в реальной среде, например в деловых отношениях. Эти данные могут быть очень важны в диагностике, в обучении персонала, коррекции отдельных качеств.

Так модель «Золушка» – её основные качества – красота, скромность, трудолюбие, заботливость, иногда отмечается чрезмерная покорность. Этот тип постоянно осваивает новые навыки, умения и ей воздается за это – она получающие в итоге вознаграждение.

Модель «Василиса Прекрасная» - молодая женщина, демонстрирующая социально одобряемые образцы поведения, её основные качества - красота, ум, доброта, властность, справедливость, высокомерие, заносчивость. Она верный друг и помощник, обладающая неземной красотой и великим магическим могуществом, персонаж активный и самодостаточный.

Модель «Баба Яга» - это невыигрышная модель, она постоянно находится в конфронтации со всеми окружающими. Её основные качества - злобность, жестокость, коварство, уродливость. Образ, олицетворяющий темные силы, некое неведомое зло.

Модель «Иван Дурак» - обладает такими качествами, как удачливость, доброта, щедрость, смекалка, и на первый взгляд даже глупость. Источник его сказочного могущества – огромное везение во всех начинаниях. Несмотря на свое прозвище Дурак далеко не глуп, хотя часто иррационален, любит делать все наоборот, рассуждениям предпочитает интуицию, импульсивен и непредсказуем, иногда невнимателен к советам, гневлив и жесток, но всегда отходчив. Через все сложности проходит с легкостью, берет из всех ситуаций что-то положительное. Имеет высокий уровень именно практического интеллекта, а не теоретического.

Модель «Кощей» - это невыигрышная модель поведения, он постоянно находится в конфронтации со всеми окружающими и в итоге погибает. Основные качества - злобность, коварство, уродливость, жестокость.

Модель «Иван Царевич» - молодой мужчина, демонстрирующий социально одобряемые образцы поведения, его основные качества - сила, храбрость, справедливость, удачливость, доброта. Очень активен и неправдоподобно силен, часто имеет волшебных помощников, очень коммуникабельный может сам обладать исключительными способностями, берет от ситуации все, и использует все возможные ресурсы для решения трудностей.

ВЫВОДЫ:

  1. Можно отметить взаимосвязь между отношением женщин к себе и их отношением к различным сказочным персонажам: положительное отношение к себе коррелирует с положительным отношением к социально одобряемым сказочным персонажам, а отрицательное отношение к себе у женщин коррелирует с положительным отношением к социально неодобряемым персонажам.
  2. Выявлены различия в восприятии сказочных персонажей испытуемыми благополучной и неблагополучной групп, а именно: в отношении к Бабе Яге, Кощею, Василисе, Золушке. К Кощею и Бабе-Яге в благополучной группы преобладает отрицательное отношение, а в неблагополучной группе – амбивалентное и положительное отношение. К таким положительным социально одобряемым женским персонажам, как Василиса и Золушка благополучные женщины относятся в одинаковой степени положительно или амбивалентно, а неблагополучные женщины – амбивалентно или отрицательно.
  3. Интересно, что у женщин из неблагополучной группы прослеживается следующая связь: чем хуже респонденты этой группы относятся к себе, тем хуже они относятся к Ивану Царевичу. Можно предположить, что эти женщины испытывают дефицит уверенности в себе, возможности получения помощи извне и веры в удачное стечение обстоятельств.
  4. Отношения к различным сказочным персонажам у женщин взаимосвязаны: в неблагополучной группе испытуемых тесно связано между собой отношение к Золушке и Ивану Царевичу, а в благополучной группе испытуемых - положительное отношение к Золушке связано с хорошим отношением к Ивану Царевичу, Василисе, Иванушке-Дурачку и с отрицательным отношением к Бабе Яге; чем лучше отношение к Василисе, тем хуже отношение к Кощею и лучше к Ивану Дураку.
  5. Было обнаружено, женщины с повышенной тревожностью демонстрируют положительное отношение к таким персонажам, которые постоянно оказываются в сложных и порой безвыходных для себя ситуациях (Баба Яга и Кощей Бессмертный). В этом на наш взгляд, проявляется, с одной стороны, их неуверенность, но с другой, некоторая асоциальная направленность и неоправданные желания.

Таким образом, можно говорить о наличии разных моделей самоопределения у женщин и сложностях их диагностики. Методики, которые были использованы в нашем исследовании позволили выявить интересные данные об отношении работающих женщин к самим себе, особенностях их самосознания, социальной идентичности и глубинных способах интерпретации своего места в социальной среде. В этом смысле сказочные герои, встающие в нашем исследовании как категории самоидентификации, могут помочь в понимании специфики отношения женщин к себе, разных моделей социальной идентичности. Эти данные важно учитывать в работе с персоналом. Дальнейшее направление исследования связано с анализом сравнительных данных, полученных на женщинах разных возрастов и работающих в разных организациях.

Литература:

  1. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль, 2005.
  2. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т.25. 1. С. 52-60.
  3. Клецина И.С. Гендерная социализация. – С-Пб.: РГПУ им. А.Н. Герцена, 1998 г.
  4. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб.: Питер, 2000 г.